пятница, 13 июля 2012 г.

Ликвидация организации через банкротство. Найм арбитражного управляющего.



Цена банкротства


Наверное, самый часто задаваемый мне вопрос - «Сколько стоит провести процедуру банкротства?». Мой стандартный ответ на этот вопрос – «Каждая процедура банкротства уникальна. Цена определяется индивидуально для каждого случая».

Что нам предлагает рынок?
Наверное, после пары часов изучения рынка желающий обанкротиться (или обанкротить) впадает в легкую панику. Ведь ценовые предложения на одну и ту же процедуру у разных специалистов отличаются в десятки раз!

Попробуем систематизировать существующие предложения.

С Вашего позволения, не буду анализировать предложения «оформлю банкротство «под ключ» за 30 тысяч рублей, не глядя в документы». Давайте перейдем к предложениям тех арбитражных управляющих, для которых банкротство является бизнесом.

Я бы разделил существующие предложения на несколько категорий:

1. Цена банкротства определяется исходя из размера долга или стоимости активов. При этом можно выделить две подкатегории:
a. Цена банкротства определяется как процент от суммы долга/стоимости активов (например: обанкротим за 5 %, 10 %, 15 % от суммы долга);
b. Существует некоторая тарифная сетка (например: «процедура банкротства с долгами до 1 млн. руб. - 99 тыс. руб.; с долгами от 1 до 5 млн. - 349 тыс. руб.»).
2. Цена банкротства определяется исходя из предполагаемых трудозатрат на процедуру. Исходя из человеко-часов управляющего, юристов, бухгалтеров, помощников и т.д. Или исходя из количества кредиторов (наверное, предполагая, что чем больше кредиторов, тем больше работы).
3. Цена банкротства определяется исходя из предполагаемых финансовых затрат на процедуру (зарплата арбитражного, юристов, бухгалтеров, расходы на оценку, торги и т.д.).
4. «От клиента». Или, другими словами, «от фонаря».
5. Ну и всевозможные комбинации указанных способов.

Не претендую на полный анализ рынка. Буду рад, если кто-либо дополнит или уточнит эту классификацию.

Какой из этих способов определения цены наиболее справедлив или наиболее адекватен? Я лично придерживаюсь мнения, что последний. С учетом трудозатрат, с учетом рисков арбитражного управляющего (а значит, с учетом суммы долга и размера активов), с учетом возможных расходов на проведение процедуры. Именно по этой причине я всегда говорил о том, что стоимость каждой процедуры определяется индивидуально.

Но как в этих условиях сориентироваться потенциальному клиенту? Как понять, что цена определена исходя из объективных «вводных», а не по четвертому методу? Может быть, существуют какие-либо объективные критерии определения стоимости банкротства?

Что говорит закон?
Между тем, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) достаточно четко определен размер вознаграждения арбитражного управляющего, а также размер расходов на проведение процедур банкротства. Давайте разберем положения закона, которые касаются вознаграждения арбитражного управляющего и возмещения его расходов.

Для упрощения рассмотрим только две процедуры в рамках дела о банкротстве – наблюдение и конкурсное управление (остальные нам, как правило, и не нужны, если цель банкротства – ликвидация предприятия).

Размер вознаграждения арбитражного управляющего
В соответствии с законом вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов.

Размер фиксированной суммы вознаграждения на наблюдении и на конкурсе составляет 30 тыс. руб. в месяц.
Суд на основании решения собрания кредиторов вправе увеличить размер фиксированной суммы вознаграждения, но ведь клиенту важно сэкономить – отметаем этот вариант.

Помимо фиксированной суммы, закон предусматривает вознаграждение в виде процентов.

На наблюдении процентное вознаграждение составит при балансовой стоимости активов должника:
• до 250 000 руб. – 4% балансовой стоимости активов;
• от 250 000 руб. до 1 000 000 руб. – 10 000 руб. и 2 % размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над 250 000 руб.;
• от 1 000 000 руб. до 3 000 000 руб. – 25 000 руб. и 1% размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над 1 000 000 руб.;
• от 3 000 000 руб. до 10 000 000 руб. – 45 000 руб. и 0,5 % размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над 3 000 000 руб.;
• от 10 000 000 руб. до 100 000 000 руб. – 80 000 руб. и 0,3 % размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над 10 000 000 руб.

Дальше расписывать не буду, кому интересно – смотрите ст. 20.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

Сумма процентов по вознаграждению на конкурсном производстве составляет:
• 7% от размера удовлетворенных требований реестровых кредиторов, если удовлетворено больше 75% реестровой кредиторки;
• 6% от размера удовлетворенных требований реестровых кредиторов, если удовлетворено больше 50% реестровой кредиторки;
• 4,5% от размера удовлетворенных требований реестровых кредиторов, если удовлетворено больше 25% реестровой кредиторки;
• 3% от размера удовлетворенных требований реестровых кредиторов, если удовлетворено меньше 25% реестровой кредиторки.

Возмещение расходов арбитражного управляющего
Без ограничений и без обязательного согласования арбитражному управляющему возмещаются следующие расходы:
Почтовые. Сумма этих расходов зависит от количества кредиторов (им нужно рассылать уведомления), количества обособленных подразделений должника (по местонаходжению каждого желательно сделать запросы в госорганы), количества собраний кредиторов (о каждом собрании необходимо уведомлять), способа уведомления (почтой или телеграммой). Для простейшей процедуры сумма почтовых расходов составляет около 3 тыс. руб.
По госрегистрации прав на недвижимое имущество, на оценку, аудит, электронную площадку и т.п. (если привлечение этих лиц обязательно по закону). Сумма этих расходов индивидуальна для каждой процедуры. Есть неоформленная недвижимость – несем расходы по регистрации. Есть имущество, подлежащее продаже с торгов – несем расходы на оценку и электронную торговую площадку. Какие-либо цифры приводить здесь бессмысленно, у каждого должника расходы свои.
На опубликование сведений о банкротстве. Как минимум, две публикации в Коммерсантъ и две на ЕФРСБ (единый федеральный реестр сведений о банкротстве). Итого как минимум 10 тыс. руб. Если процедура проводится не в упрощенном порядке, если возникает необходимость проводить торги – сумма этих расходов вырастает в разы.
• Судебные расходы, госпошины. Как минимум, плата за получение копий определений суда в достаточно большом количестве. На практике, как правило, сумма этих расходов незначительна.

Помимо указанных расходов, арбитражный управляющий может понести и другие расходы (на оплату услуг привлеченных для обеспечения своей деятельности лиц). Эти расходы лимитируются, и составляют при балансовой стоимости активов должника:
• до 250 000 руб. - не более 10 % балансовой стоимости активов;
• от 250 000 руб. до 1 000 000 руб. - не более 25 000 и 8 % суммы превышения балансовой стоимости активов над 250 000 руб.;
• от 1 000 000 руб. до 3 000 000 руб. - не более 80 000 и 5 % суммы превышения балансовой стоимости активов должника над 1 000 000 руб.;
• от 3 000 000 руб. до 10 000 000 руб. - не более 185 000 и 3 % суммы превышения балансовой стоимости активов должника над 3 000 000 руб.;
• от 10 000 000 руб. до 100 000 000 руб. - не более 390 000 и 1 % суммы превышения балансовой стоимости активов должника над 10 000 000 руб.;
Дальше, опять же, расписывать не буду, кому интересно – ст. 20.7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

Суд и собрание кредиторов также могут одобрить расходы выше указанного лимита, но нам это не интересно. Мы экономим.

Каких специалистов на практике может привлекать арбитражный управляющий?
• Специалистов по проведению финансового анализа;
• Юристов для представления интересов в рамках дела о банкротстве, подготовке позиции;
• Бухгалтеров и аудиторов для анализа учета на наблюдении и ведения учета на конкурсе;
• Специалистов по взысканию дебиторской задолженности;
• ЧОП для охраны имущества;
• и т.д.

И снова, приводить какие-либо конкретные суммы расходов не считаю целесообразным. В некоторых случаях со всеми обязанностями управляющий может справиться самостоятельно, в некоторых – требуется привлечение десятков специалистов.

Чем руководствоваться при планировании данных расходов? Здравым смыслом, составом имущества, характером деятельности и размером должника. Ну и статьей 20.7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Что получается «по закону» в реальности?
Чтобы наглядно увидеть размер затрат «по закону», рассмотрим два примера:

1. ООО «Лютик»:
- долг 5 млн. руб.,
- УСН,
- предприятие находится в стадии ликвидации,
- активы по балансу 8 млн. руб., в денежных средствах (500 тыс.) и дебиторской задолженности (7,5 млн. руб.).

Суд ввел упрощенную процедуру банкротства ликвидируемого должника.

Арбитражный управляющий получил 10 копий определения суда (400 руб.), опубликовал сообщение в Коммерсантъ (5 000 руб.), на ЕФРСБ (640 руб.), разослал запросы и уведомления кредиторам, должнику, госорганам (2 000 руб.).

Дело было достаточно простое, кредиторы не скандальные. Юристов, бухгалтеров и т.д. привлекать не пришлось.

Переоформив банковскую карточку должника (1 300 руб.) получил доступ к расчетному счету. Денежные средства как были, так и остались на счетах.

Дебиторка была признана безнадежной, и успешно списана (благо, кредиторы были не вредные, и не возражали). Ничего оценивать и продавать с торгов не пришлось.

На уведомления о собрании кредиторов было потрачено 1 000 руб., зал для собрания арендовать не пришлось (кредиторов было мало).
В итоге арбитражный управляющий сдал дела компании в архив (4 000 руб.), опубликовал сообщение о завершении процедуры (5 000 + 640 руб.), и успешно получил свидетельство о ликвидации должника.

Процедуру арбитражный управляющий провел за 5 месяцев.

На удовлетворение требований кредиторов было направлено 320 310,68 руб.

Не лимитируемые расходы составили: 400 + 5000 + 640 + 2000 + 1000 + 5 000 + 640 = 14 680 руб.
Лимитируемые расходы составили: 1300 + 4 000 = 5 400 руб. В установленные лимиты вполне вошли.
Фиксированная часть вознаграждения составила: 30 000 * 5 = 150 000 руб.
Процентная часть вознаграждения составила 9 609,32 руб.

Итого затраты ООО «Лютик» составили: 4 000 руб. госпошлина; 159 609,32 руб. вознаграждение арбитражного управляющего, 20 080 руб. возмещаемые расходы арбитражного управляющего. Всего 183 689,32 руб.

2. ООО «Ромашка»:
- долг 30 млн. руб.,
- ОСН,
- активы по балансу 100 млн. руб., есть автотранспорт, запасы, дебиторская задолженность.

Процедура была введена в обычном порядке.

Арбитражный управляющий получил 20 копий определения суда (800 руб.), опубликовал сообщение в Коммерсантъ (5 000 руб.), на ЕФРСБ (640 руб.), разослал запросы и уведомления кредиторам, должнику, госорганам (3 000 руб.).

Для проведения финансового анализа им была привлечена специализированная организация (30 000 руб.).

После проведения финанализа и выполнения других формальностей уведомлены кредиторы о собрании (1 000 руб.).

Процедура наблюдения заняла 6 месяцев.

После введения конкурсного производства – опять 20 копий определения суда (800 руб.), публикации (5 000 руб. + 640 руб.), запросы и уведомления (3 000 руб.).

Автотранспорт пришлось ставить на охраняемую стоянку (10 000 руб.). Для хранения запасов – арендовать часть склада (20 000 руб.). Ну а потом – оценивать все это добро (50 000 руб. оценщику), и продавать с торгов на электронной площадке (8 000 руб.). Перед продажей – публикация (50 000 руб.), после продажи – публикация (5 000 руб.).
С продажи выручили 6 млн. руб.

Дебиторку взыскивали, для чего привлекли соответствующих юристов (100 000 руб.). Взыскали 5 млн. руб., остальная оказалась безнадежна.

Для ведения учета на конкурсе был привлечен бухгалтер (20 000 руб./месяц, 7 месяцев, итого 140 000 руб.);

Для ряда заседаний привлекали юриста (30 000 руб.).

По окончанию - дела в архив (15 000 руб.), публикация (5 000 + 640 руб.), свидетельство о ликвидации - ура! Конкурсное производство завершилось за 7 месяцев.

Реестровым кредиторам возвращено 9 355 483,25 руб.

Считаем расходы:

Не лимитируемые расходы составили: 800 + 5000 + 640 + 3000 + 1000 + 800 + 5000 + 640 + 3000 + 50000 + 8000 + 50000 + 5000 + 5000 + 640 = 138 520 руб.
Лимитируемые расходы составили: 30000 + 10000 + 20000 + 100000 + 140000 + 30000 + 15000 = 345 000 руб. В лимит вполне вошли.
Фиксированная часть вознаграждения составила: 30 000 * 6 + 30 000 * 7 = 390 000 руб.
Процентная часть вознаграждения на наблюдении: 80 000 + (90 000 000 *0,3%) = 350 000 руб.
Процентная часть вознаграждения на конкурсе: 9 355 483,25 руб. *4,5% = 420 996,75 руб.

Итого затраты ООО «Ромашка» составили: 4 000 руб. госпошлина; 1 160 996,75 руб. вознаграждение арбитражного управляющего, 483 520,00 руб. возмещаемые расходы арбитражного управляющего. Всего 1 648 516,75 руб.

Не претендую на точность приведенных цифр, это не цифры по реальным процедурам. Может быть, даже где-то ошибся в расчетах (самые внимательные могут смело поправлять). Но надеюсь, приведенные примеры позволят потенциальному кандидату на банкротство немного сориентироваться в его стоимости.

Выгодно ли работать «по закону»?
Мое мнение – да, арбитражному управляющему выгодно работать за вознаграждение, установленное действующим законодательством. В большинстве случаев.

Выгодно ли это должнику? Кредитору? Далеко не всегда. Но надеюсь, с помощью приведенной информации Вы сможете получить индивидуальные условия при личном общении с арбитражным управляющим.

взято с regforum.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий